февраля 03, 2011

УЗБЕКИСТАН-2007 (Угам Чирчик Чимган Самарканд Ташкент)

В Ташкенте я небыл достаточно давно. Настолько давно, что начал забывать запах пыльных улиц, пряные ароматы базаров, свежесть гор, национальное гостеприимство. Одним словом – мне туда БЫЛО НАДО. И не столько отдохнуть, сколько по делу. По личному. Но, дело это много времени не занимало, и все свободное время я решил использовать максимально плотно. Для этого я взял с собой свою лодочку – надувную туристическую байдарку «Щур» (Щука-2), поскольку по старой памяти знал, что там есть где сплавиться, особенно весной.
Поиск рек, протекающих в близи Ташкента много времени не занял. Поиск выдает отчеты по рекам Чаткал и Ойгаинг-Пскем. Единичные, и достаточно древние. Реки – взрослые, к прохождению которых готовиться надо, и группами ходить. К тому же, обстановка в Азии меняется оч-чень часто, и раз на раз не приходится. Заброска зависит от многих факторов. Например, таких:
- Чаткал. Через перевал в районе Чаткала не так давно пытались прорваться боевики оппозиции; там находится Чаткальский заповедник; бОльшей своей частью Чаткал протекает по территории Киргизии. Район – закрыт.
- Ойгаинг-Пскем. Район находится в близости слияния границ 3 государств – Казахстан/Узбекистан/Киргизия. В устье находится дача президента и его окружения. Район почти закрыт. Т.е. сплавляться есть где, но нельзя. Наверное, если поставить большую Цель, пройтись по посольствам и консульствам, обложиться бумагами то… Нет, все равно не представляю ;). Что есть еще. Какие «водные артерии». По территории Узбекистана протекают: Сырдарья, Заравшан, Ахангаран, Угам,Чирчик, Карасу. Пограничная река Амударья. И множество небольших горных рек, питающих долину. Наверняка есть где-то гидробиологический обзор региона, но мне он не попадался (буду рад любым сведениям). Из выше перечисленных рек только Чирчик Карасу и Ахангаран полностью протекают по территории одного государства.
Таким образом, наметив вид времяпровождения, регион, стал подбирать себе реку по силам, и команду. С командой не сложилось. Вернее, сложилось, но матрос матросом на моем судне не побывал ;). Просто был спутником. Поиск отчетов и рассказов о регионе привел в уныние. Складывается впечатление, что народ либо не ходит в горы, не сплавляется, либо не пишет об этом. И, видя, с каким удивлением встречали меня на воде местные жители – то скорее первое.
Ранее я знал р.Чирчик – купался в ем. Ледяная вода и стремительный (сбивающий с ног) поток. Летом не глубокий (в районе Ташкента). Исходя из того, что я помнил, можно было предположить, что это 2-я, с элементами 3 к.с. Так оно и оказалось. Это было мне по силам. Но мало. 70 км. Хотелось большего, если уже забрался так далеко. Чаткал и Ойгаинг отпали в силу того, что не скем, да и никак. Хотя были мысли, подняться в верховья Пскема, просто, посмотреть. Повторюсь: информации –никакой. Знал, что есть р.Угам ( был там пионером в пионерском зимнем лагере «Кристал»). Зимой мы ее по камням перепрыгивали. Почти. Хотелось посмотреть, а что там весной, в период половодья и таяния снегов? К тому-же, проторенная дорога до поселка Хумсан. Возможна заброска своими силами на общественном транспорте. Искал какие-либо контакты в регионе. Нашел: тур.фирма Азия-Рафт, которая занимается всеми (в большей степени водными) видами туризма в регионе на коммерческой основе. Но я один. (К слову, сравнительно не дорого для группы коммерческого сплава, с учетом аренды плавсредств, транспортного сопровождения и проч…. ). Совершенно случайно нашлись знакомые знакомых, которые порекомендовали позвонить другим закомым… В общем, меня пригласила «Республиканская федерация Каное Узбекистана», в лице Наумкиной Валентины, поучаствовать в тренировочных сборах. Это было лучшее, на что я мог рассчитывать. Вместе со сборной по слалому мы провели несколько замечательных дней в горах, после чего я самостоятельно сплавился по р.Чирчик. Это и была моя «водная» часть поездки.
Река Чирчик вытекает из Чарвакского водохранилища, которое образовано водозабором р.Чаткал и р.Пскем. Искусственное водохранилище является важнейшим источником воды для региона и региональным курортом. Ниже плотины в Чирчик впадает р.Угам.

Р.Угам.
VI категория сложности в вешнюю воду.
Характеристика реки http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Hydrolog/ugam.htm .
Истоки реки находятся на северном склоне Угамского хребта (H=3651-максимальная высота в районе реки), по которому проходит граница Узбекистан/Казахстан. Притоки с южного склона питают р.Пскем.
Заброска.
Маршрут -1. Ташкент-Ходжикент-Сиджак-Пскем-перевал Курумжол (Н=3387, граница)-ур.Кунекты
До Сиджака можно доехать частником. От ст. М. Горького Максима за 5-7 $ с человека, либо рейсовым автобусом от автостанции. Еще дешевле. Либо электричкой с центрального ж/д до ст. Ходжикент (0,5 $) далее попуткой. Сиджак-.Пскем частником. Пскем – Ур.Кунекты, через перевал – частником. Хочу отметить, что участок Сиджак-ур.Кунекты проработан только теоретически по топографическим картам изд.1989г. «100k--k42-081». Далее (от п.Пскем) можно идти, только договорившись с пограничными службами.
Маршрут – 2. Ташкент-Ходжикент-Хумсан-граница-Угамский лесхоз-ур.Жаурек.
До Хумсана частниками вышеописанным способом (от. М.Максима Горького или от ж/д ст. Ходжикент). Выше границы – теоретически возможный маршрут.
Маршрут 2 на мой взгляд более предпочтителен, т.к. пересекать границу по суше, а обратно по реке придется в одном месте, т.е. через те же самые погранзаставы.
Карты региона, которыми я пользовался, находятся на сайте http://poehali.org/maps.html
Первопрохождение р.Угам 1980г Владимир Ширяев. http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=general&Number=96170&page=25&view=collapsed&sb=5&part=all
Отчет находится в Москве в Центральной библиотеке. Сам Владимир любезно предоставил свою копию отчета. http://tur.io.ua/album66521
Протяженность реки не позволяет пройти полноценный категорийный маршрут. По этой причине река обычно использовалась в связках с другими реками, либо в комбинированных пеше-водных маршрутах.
Например:
1. Р.Угам - пеший переход в верховья р.Ахангаран – р.Ахангаран. (В.Ширяев, 1980)
2.Западный Тянь-Шань: г. Джамбул - пер. Ашутор - сплав с верховьев р. Майдантал до устья - переход к р. Ойгаинг - сплав по рекам Ойгаинг, Пскем - подъезд и переход в верховья р. Угам - сплав по р. Угам, ПСНС, ПСН-10 Иванов В. В. Новосибирск.
(Источник http://skitalets.ru/books/metod/org_chempionat/index.htm Организация и проведение чемпионатов по туризму. Учебное пособие. Д. А. Луговьер ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Победители и призеры Всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие 1971-1980 гг.» Водный туризм, IV категория сложности).

Я видел р.Угам на участке от границы до впадения в р.Чирчик. В это время года это была IV-V категория сложности (для байдарки) согласно «Методики визначення категорій складності маршрутів походів з водного туризму» http://www.greblo.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=65&Itemid=61.
Провел заплывы на контролируемых (страховка - катамаран) участках от моста к пансионату Угам до моста к пансионату Хумсан (начало порога «Кристалл»). Средство сплава – катамаран-2, байдарка надувная Щука-2. От сплава до устья р.Угам до ее впадения в р.Чирчик пришлось отказаться, т.к. по сложившимся условиям
- я должен был сплавляться один в разгруженной байдарке;
- не было возможности организовать страховку.
На обследованном участке Угам достаточно густо заселен. По правому берегу до поселка расположены пансионаты Угам, Хумсан, Кристалл. Левый берег разделен жителями на прибрежные участки. На этих (загороженных) участках расставлены топчаны с навесами, кибитки и проч.… Развивается, так называемый «топчан-туризм», когда народ выезжает на выходные к реке из города, порыбачить или просто водки выпить на природе в условиях «относительного» комфорта, а местные жители сдают им места в аренду. Из-за этих препятствий
- подход к реке затруднен;
- возможности страховки ограничены;
- просмотр препятствий ограничен.
Пригласившая меня сторона - «Республиканская федерация Каное Узбекистана»- проводила в это время на Угаме тренировочные сборы и Чемпионат республики по гребному слалому.
Хочу отметить, что расположение р.Угам всего в 70 км. от мегаполиса Ташкент, транспортные маршруты, живописные горы, все это делает район весной очень удобным для проведения клубных тренировочных сборов, туристических сплавов. В сочетании с другими достопримечательностями региона – Самарканд, Бухара, Чимган делает времяпровождение культурно-разнообразным и насыщенным.


р.Чирчик
http://tur.io.ua/album67304
Или 50 км за 6 часов.
Река II с элементами III к.с. на участке до г. Ташкент. Образуется от слияния рек Чаткал Пскем Угам. Вытекает из Чарвакского водохранилища. Протекает в долине до впадения в р.Сыр-Дарья. Протекает через Ташкент. Является основным источником воды для Ташкентской долины. В верхнем течении делится на каналы Боз-Су и Кара-Су, которые дальше вполне самостоятельными речками протекают до р.Сырдарья. На участке до г.Ташкент прерывается 3 плотинами. Первые 2 находятся сравнительно недалеко друг-от друга в Хумсане и Газалкенте (отвод канала Боз-Су). После г.Газалкент до г. Чирчик плотин нет. Плотина в Чирчике http://io.ua/2144421 (отвод канала Кара-Су, обнос по левому берегу). Течение сильное, хоть и ослабленное плотинами (зайти глубже чем по колено и устоять - невозможно). Частые наносные отмели. Местами перекинуты пешеходные мосты. Автомобильные мосты в Газалкенте, Чирчике, Ташкенте.
Я начал сплав после плотины в Газалкенте, что-бы не обносится. Стремительное течение не дает расслабиться. Берега часто укреплены бетонными плитами, дабы предотвратить размывание берегов. В этих местах стоит опасаться всяких техногенных проявленией – остатки бетонных плит, арматура. Учитывая скорость течения, легкость байдарки с одним человеком, ее габариты мне далеко не везде удавалось просто остановиться – сносило. Останавливаться можно было только на прибрежных отмелях, островах. Благодаря скорости течения мне почти не приходилось грести. Зато подгребать и выруливать – постоянно.
В верхем течении встречаются мощные бочки. Природа их не известна, вполне возможно искусственного (техногенного) происхождния, т.к. встречались под мостами либо у крутых берегов. Местами сильны прижимы к укрепленным обрывистым берегам. Впрочем, все препятствия видны с воды и при желании вполне обходимы.
Населенка есть, но не мешает, поскольку дома достаточно далеко от реки. Растительность скудна, но плавника для небольшого костра более чем достаточно.
В Ташкенте перед автомобильным мостом стоит выйти на сушу. Предпочтителен правый берег (более обрывистый, но выход сразу на дорогу вокруг искусственного оз.Бахт, места отдыха ташкентцев). Под мост заплывать не рекомендуется. Стратегический объект, а там к этому серьезно относятся. Дальше не знаю. Не был. За мостом через 1-2 км. р.Чирчик попадает в промзону ТТЗ (Ташкентский тракторный завод), по снимкам с Гугла там есть еще несколько плотин. Так краем он проходит Ташкент и далее до р.Сыр-Дарья.
В результате я прошел более 50 км. по кривой (авт. Трасса, идущая рядом, Газалкент-Ташкент) за 6 часов с купаниями и перекусами. Завтрак в Ташкенте, неспешный выезд на электричке в Газалкент, сплав в Ташкент, ужин в Ташкенте. Поход выходного дня.


Александр Н.
Shur1000@mail.ru 


Пригласившая меня сторона:
Валентина Наумкина. Тренер сборной Узбекистана «Республиканская федерация Каное Узбекистана»,
valentina-sport@mail.ru Тел. В Ташкенте : 184-06-35 Потрясающей активности женщина. Может оказать посильную иформационную поддержку.

Сплав в Узбекистане.
Туристская фирма "Азия Рафт"
тел/факс 8-10-99871-2670918
asiaraft@sarkor.uz.
asiaraft@fromru.com.
http://www.asiaraft.uz
http://www.asiaraft.netfirms.com
Владимир Ширяев
asiaraft@sarkor.uz. Интереснейший человек
http://www.asiaraft.uz/interest/doklad12_2006.shtml и многое другое http://www.asiaraft.uz/interest/index.shtml

Использованная информация
1. http://www.asiaraft.uz/interest/doklad1.shtml
2. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 годы. Водный туризм
http://tourism.intat.ru/sport/routes/water/
3. ЕДИНАЯ ВСЕРОСИИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ (ЕВСКТМ) (КАТЕГОРИРОВАНИЕ МАРШУТА И ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЙ (ФАКТОРОВ)
http://hibaratxt.narod.ru/doc/rusturist/index9.html
4.Методика визначення категорій складності маршрутів походів з водного туризму
http://www.greblo.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=65&Itemid=61
5.Как определить категорию сложности маршрута?
http://www.poezdnik.kiev.ua/pamyatka/kak_opredel_ks.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий