апреля 07, 2012

Починка и эксплуатация мультитопливной горелки

Все-таки, удивительный я человек 
— не перестаю себе удивляться.

       Мультитопливную горелку Primus MF3288 мы приобрели в 2008 году перед велопоездкой в Турцию. С тех пор я регулярно ей пользовался не отдавая себе отчет «как оно работает». И только через 4 года, когда горелка сломалась, я с трепетом прикоснулся к основам примусологии. Дальнейшая инфа есть фиксацией полученных результатов для нас и потомков.



       Итак, в процессе подготовки к Испании, решено было почистить горелку от сажи и вообще. Почистил, заправил бензином "Калоша" и … бензин загорался и быстро тух, несмотря на полностью открученный вентиль. Тут надо вкратце рассказать принцип работы такой горелки.
       В баллоне с бензином, насосом создается давление. Бензин поступает в изогнутую над горелкой трубку (рис. 1). Там (поскольку трубка над огнем) бензин испаряется и из форсунки вылетают горючие испарения. Вот они-то (а не жидкий бензин) и горят и разбиваясь о рассекатель делают «конфорку».

Рис. 1. Принцип работы горелки на жидком топливе. Взято из статьи «Мультитопливная правда» http://life.ice-age.ru/?p=110

       Чтобы запустить горелку надо напустить немного жидкого бензина в чашечку горелки (там для этого еще стеклоткань есть) и поджечь. Когда трубка предпрогрева нагреется, горелка начнет шипеть-сипеть – это значит начался процесс испарения бензина. Тогда откручиваем вентиль подачи топлива и настраиваем нужный уровень мощности горения.

       Так вот, горелка не хотела работать. Бензин начинал поступать, трубка прогревалась, горелка выходила на рабочий режим и через полминуты тухла при этом успевая изрядно закоптиться. Многократная прочистка трассы ничего не давала. За неимением лучшей версии я стал грешить на качество топлива. 

       Не буду вас томить, — проблема оказалась в бензине-Калоша производства АТ «Укрнафта», м. Кременчуг. Розфасовано ТОВ НВК „Запоріжавтопобутхім”, м. Запоріжжя. Это он так чадил, что моментально закоксовывал форсунку. Кто бы мог подумать, ведь горелка расчитана на бензин, керосин и даже дизель купленные в жопах мира. Выходит, что очищенный бензин по 18 грн за 0.6 литра (525 гр.) производства АТ «Укрнафта» хуже? 
       Чтобы все-таки запустить горелку, а на тот момент «забрало у меня уже упало», решено было не поскупиться и скормить ей спирт (помнится в велопоходе по Турции мы тоже запускали ее на спирте и она нормально работала).
        Со спиртом история повторилась: горелка разогревалась, выходила на режим и тухла, разве что без копоти и вони. Нормальных объяснений у меня не нашлось, поэтому решено было все списать на Людмилу. Спирт хранился в Людмиле долго и возможно выветрился, поэтому пары спирта отказывались гореть.


       Только с третьего захода мне удалось купить достойное топливо: бензин "калошу" производства ТОВ «Алекспром», фасовки ТОВ «Кіровоградпостач», м. Кіровоград. Горелка запустилась с полпинка и практически не коптила.

   

Было решено воспользоваться победой и поставить серию опытов на тему „за сколько закипает поллитра воды при разных ухищрениях”. Об этом в следующей части.

Post scriptum


    «Ерунда — калоши. Не в калошах счастье», 
    — подумал пес, — «но личность выдающаяся.»
    М. Булгаков. Собачье сердце.

           Когда уже верстался номер, наше внимание привлек материал из Википедии.

           Бензин Калоша
           Бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-1 «Галоша» (ГОСТ 443-76) (или его аналог — нефтяной растворитель Нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92)) — представляет собой легкокипящую фракцию деароматизованного бензина прямой перегонки малосернистых нефтей. Относится к группе бензинов-растворителей.
           На сегодняшний день, в связи с отменой ГОСТа 443-76, «Бензин Калоша» и «Бензин Галоша» являются товарными наименованиями Нефраса С2-80/120.
           Применяется в резиновой промышленности, а также для разрежения красок, эмалей, обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания. Также находит применение в органической химии, в процессе экстракции. Возможно использование данного вида бензина в качестве топлива для каталитических грелок, рекомендуется в качестве топлива для бензиновых паяльных ламп и туристических горелок.

           При внимательном рассмотрении, на плохой „калоше” мы обнаружили ГОСТы — технические условия: ТУ У 748-33610760-001:2005, ТУ У 23.2-00152307-004:2009, а также надпись: „нефрас 80/120”. На хорошей „калоше” значились ТУ У 24.3-00904996.01-2003. При этом все ТУ на бутылках, а также те, что были приведены в статье из Википедии были разные.
           Спрашивается, как покупателю отличить хороший продукт, если под названием „калоша” можно продавать хоть ослиную мочу типа „нефрас”? Оно бы и ладно, коли уж прогрессу не стоится на месте. Но хоть бы оно горело нормально!


    «Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: почему это, когда началось, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?
    ...
    Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош.
    Ничего похожего! На нем есть теперь калоши и эти калоши… мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, — кто их попер?
    ...
    Это сделали вот эти самые, певуны! Да хоть они бы снимали их на лестнице!»
    М. Булгаков. Собачье сердце.
                             
                             
                             
                             

    Следующая часть. Эксплуатация горелки

           Обсуждая с камрадами кухонные принадлежности в Испанию, а мы собираемся 7 из 9-ти дней провести в палатке и готовить на горелке заправленной местным бензином, я отстаивал такой режим питания и, соответственно, набор котелков-кастрюлек и полуфабрикатов при котором на нашу горелку будут возлагаться минимальные надежды.
    Столь спартанский подход продвигался, во-первых, по причине общей идеологии минимализма; во-вторых, потому что на момент дискусии мы уже располагали результатами опытов на тему:
    „За сколько закипает поллитра воды при разных ухищрениях”
             Итак, целью опытов было определить скорость получения кипятка на горелке, а также возможности ускорения сего процесса.
             Условия:
      • Кипятилось всегда одинаковое колличество холодной воды из под крана — 500 мл, отмеряемое мерным стаканчиком.
      • Внешенюю среду имитировал застекленный балкон с открытым на проветривание окошком, что создавало движение воздуха „как на природе в штиль”.
      • Был залит „полный бак” правильного бензина-калоши ТОВ «Алекспром» и горелка выведена на рабочий режим: шумит, пламя разбивается о рассекатель.
      • Для тех кто любит точность во всем: секундомером выступали часы мобильного без секунд. Поэтому возможна погрешность в пределах минуты.

             Первой на огонь была поставленна кастрюлька с крышкой „Татонка” подаренная некогда Люсе Ростиком. Результат до закипания: 22 мин. По-чесному, через 22 мин! эти несчастные поллитра даже и не закипели по-настоящему. Поверхность воды начала дымить (но не бурлить) и со дна массово начали подниматься бульбашки.


             Вторым лотом было кипячение воды в столь популярной среди читателей кружке „Татонка” без крышки. Результат „убийственный”: 22 мин. И тоже не до полноценного закипания.
      Надо было что-то предпринять.


             Решено было внести такие улучшения:
      • добавить давления в баке путем дополнительных 20-30 качков насосом;
      • накрывать кружку крышкой вырезанной из толстой фольги ветроэкрана;
      • остатки ветроэкрана также использовать по назначению закрывая пламя от „ветра” на балконе;
      • активно задействовать „тонкую подстройку” с помощью вентиля подачи топлива.
             Критерии сформировались интуитивно:
      а) добиваться максимально возможного шума, что на наш взгляд, было признаком увеличения мощности.
      б) регулировать так, чтобы держать руку на определенной высоте над пламенем становилось невозможно.

             Итог: со всеми „улучшениями” кружка накрытая крышкой закипела за 13 мин., что, забегая вперед, является лучшим результатом.

             Еще одну кружку мы вскипятили с закрытой крышкой, но не играясь с вентилем, а открутив его по полной! Результат: 15 мин.

             На основе проделанного анализа мы можем предложить такие
      практические выводы:
               Скорость закипания НЕ зависит от типа посуды: ширины дна и поверхности испарения. Сильное (полное) откручивание вентиля подачи топлива не дает сколь-нибудь видимого увеличения пламени или прироста мощности.
               Увеличения скорости закипания можно добиться регулировкой подачи топлива, оценивая мощность горения:
        - на слух: чем больше шум, тем больше мощность;
        - тактильно — рукой над пламенем.
        Визуально, по форме пламени, определить мощность горения у нас не получалось.
               Как показали опыты, на скорость закипания заметно влияет накрывание крышкой. Вместе с тем, есть мнение (ничем не подтвержденное), что процесс кипения зарождается на дне кружки и накрыта она сверху или нет — не так важно.

               Ну и чтобы окончательно развенчать мультитопливную горелку мы решили провести показательные соревнования газовых горелок (рис. 3). Для чистоты эксперимента были взяты одинаковые газ.баллоны и одинаковые „Татонки”.

        Рис. 3. Сектор газа. 
        Слева — горелка Kovea, моя, старинная, купленная еще в Днепропетровске 13-14 лет назад. Вес: 198 гр. 
        Справа: тоже Kovea приподнесенная мне Белым по случаю ДР пару лет назад и позицинирующаяся, как очень легкая: 94 гр.

        Рис. 4. Торжество газа. Чисто. Быстро. Тихо.

               Результат на заставил себя ждать. Старинная Kovea закипятила 500мл воды за 4 минуты. Суперлегкая Kovea — за 6 минут. Для сравнения, электрочайник Tefal Vitesse справился с этой работой за 1 минуту.

        Рис. 5. Через 4-ре минуты после запуска.

         

        Заключение

                 Жидкое топливо по сравнению с газом обладает всего одним достоинством — его по можно купить на любой АЗС по более-менее ожидаемой и невысокой цене. На этом достоинства заканчиваются (высокогорные нюансы мы не рассматриваем). Однако, то обстоятельство, что газ запрещено провозить в самолетах, да и в любом общественном транспорте, делает использование мультитопливных горелок почти безальтернативным. как минимум там, где есть авиаперелет и/или проход таможни. Исключением могут быть поездки туда, где можно легко приобрести газовые баллоны нужной системы (epi-gas). Хотя даже в европейской Испании, решено было не тратить время на поиски туристического магазина, а взять мультитопливо.
                 Таким образом, расширяя ареал наших путешествий нам остается принять и морально приготовиться к тому, что при использовании мультитопливной горелки нести придется больше и ждать дольше.

          Таблица „скоростей и весов”:
          № | Устройство | Вес, гр. | Время закипания 500 мл воды, мин.
          1) Электрочайник | 896 | 1
          2) горелка Kovea, старинная | 198 | 4
          3) горелка Kovea, «суперлегкая» | 94 | 6
          4) Мультитопливная горелка Primus MF3288 на бензине «калоша» | 352 | 13.

          7 комментариев:

          1. обсуждаем здесь http://schuka.borda.ru/?1-1-0-00000086-000-0-0-1333950804

            ОтветитьУдалить
            Ответы
            1. Анонимный17:12

              думаю что по вопросу Бензина Калоша, писал человек который не знает не русского языка, ни химию нефти не тем более стандарты Украины (в частности технические условия). Номер технических условий никак нильзя искать в Викепидии так как номер присваивается с номера ОКПО предприятия, что касается качества бензина его на данный момент может правильно дать только НИИИ МАСМА и то для образца, а писать "весчь", видимо просто написал малограмотный человек а на Кировоградрайагроснабе такие работают.

              Удалить
            2. Анонимный23:09

              Автор всё интересно написал, а вот по поводу "знания русского языка" - обратите внимание на то, как пишите Вы: ошибка на ошибке, орфография и пунктуация просто ужасны.

              Удалить
          2. Анонимный17:35

            Жаль, что для сравнения не был подключен газ к той-же мультитопливной горелке...

            Сергей

            ОтветитьУдалить
          3. Анонимный14:52

            хорошая статья

            Насчёт бензиновых горелок рекомендую присмотреться к Coleman Sporter II Dual-Fuel модель 533
            Отличная горелка. Мощность 10,500 BTU Летом литр воды закипает минуты за 4-5.
            http://www.coleman.com/product/sportster-ii-dual-fuel-1-burner-stove/3000000792?contextCategory=2020

            ОтветитьУдалить
          4. Анонимный16:08

            бред какой то по поводу 15-22 минут, у меня банальный китайский клон этого примуса доводит до кипения чайник 1.4 литра на берегу (с ветром и брызгами от реки) за 6-7 минут на бензине АИ-92, а на нефрасе за 8 минут. может форсунка всё таки не прочистилась?

            ОтветитьУдалить
          5. Анонимный11:38

            "Вместе с тем, есть мнение (ничем не подтвержденное), что процесс кипения зарождается на дне кружки и накрыта она сверху или нет — не так важно."

            Боже какой ужас! Автор незнает даже основ термодинамики за школьную прогрмму.Позорище! Автор где ты был когда в школе зарождали образование?

            ОтветитьУдалить